АО «Алтайвагон»: рывок в цифровую реальность

Главное событие минувшей недели – прошедший в Барнауле XI Алтайский региональный ИТ-форум. На нем рассматривались проблемы перевода экономики края на цифровые рельсы. Один из круглых столов форума был посвящен изучению опыта внедрения современных информационных технологий на промышленном предприятии, а выездной площадкой обсуждения стал АО «Алтайвагон».


Градообразующий завод Новоалтайска для изучения выбрали не случайно. Он занимает третье место на российском рынке грузовых железнодорожных вагонов, узлов, комплектующих и запасных частей к ним и не в последнюю очередь потому, что успешно осуществляет различные проекты по применению ИТ-технологий. На экскурсии гостям продемонстрировали автоматизированный участок по зготовлению колесных пар, использование машин плазменной резки металла. Большое впечатление произвели универсальные сварочные робототехнические комплексы. Рабочие параметры робота и сварочного оборудования программируются заранее на каждый тип изделия, а управляет операциями с заготовками оператор с панели, размещенной на контроллере, либо с дополнительного выносного пульта.

Как сообщил собравшимся в конференц-зале генеральный директор «Алтайвагона» Дмитрий Медведев, такое внимание к цифровой трансформации предприятия обусловлено духом времени: в условиях постоянного роста требований к качеству и безопасности железнодорожного транспорта конкурентоспособной может быть только продукция, соответствующая мировым стандартам. Параллельно решается глобальная задача восстановления престижности рабочих профессий.

- Сегодня молодой человек, получив образование, старается устроиться менеджером, - отметил выступавший, - тогда как его ждут на заводе, где он должен трудиться на достойном оборудовании и за достойную зарплату.


По мнению Дмитрия Евгеньевича, все наши нынешние беды имеют общие корни. Вместо реального производства мы вкладываем средства в сферу услуг, и даже перспективные цифровые технологии ориентированы по преимуществу на сервис и интернет-торговлю. Практически все изготовители оборудования для машиностроения - за рубежом. В таких условиях новые проекты приходится воплощать в жизнь под угрозой большого экономического риска и доводить до завершения в муках: то российский металлопрокат подводит, то невозможно на просторах Отечества отыскать специалиста для устранения накопительной ошибки в программе, обеспечивающей нормальное функционирование робота.

Вкратце выступавший поделился планами дальнейшего ИТ-преобразования предприятия. В частности, в будущем году предполагается приобрести роботизированный комплекс, который один после смены оснастки будет изготавливать все торцевые стены вагонов. Стоимость проекта - свыше 70 млн. рублей, время освоения - примерно полтора года.

Интересный доклад о кейсах автоматизации на предприятии сделала начальник отдела АСУП «Алтайвагона» Надежда Валкнер. Она напомнила, что завод располагает тремя производственными площадками: на головном предприятии в Новоалтайске выпускают более 20 моделей грузовых вагонов разных типов и конструкций, в Рубцовске - стальное литье, в Кемерово - продукцию химической промышленности и отдельные виды вагонов. На каждой применяются ИТ-технологии. Так, Рубцовский филиал освоил автоматизированную систему учета отливок от фиксации сведений об использованных материалах до температуры плавки и имеет возможность создавать полные электронные паспорта боковой рамы и надрессорной балки. На заводе смонтирована и действует высокоскоростная сеть передачи данных, выделены магистральные каналы для связи как с обособленными подразделениями, так и с холдинговой компанией «СДС». В единое информационное пространство только головного предприятия включено 700 с лишним рабочих мест, развернута сеть промышленного видеонаблюдения, позволяющая контролировать высокотехнологичные производства. Функционирует электронный документооборот, в цехах размещены информационные киоски, и любой работник, идя со смены, может узнать, сколько он заработал за день.

- Интеграция всех инфраструктурных ИТ-систем и в значительной степени - управленческой деятельности отлажена, сегодня мы ее уже не замечаем, - заявила выступавшая.

Действенным элементом научной организации труда является также автоматизация конструкторско-технологической подготовки производства и инженерного анализа.


Участие в работе круглого стола приняли Владимир Маслов, директор департамента цифрового развития Торгово-промышленной палаты РФ, и Светлана Белова, директор по специальным программам издания CRN. Собравшиеся обсудили практику цифровой реальности в промышленности и высказали свои соображения о примерах удачных решений в этой сфере, наметили промежуточную цель - составление дорожной карты (с указанием конкретных адресов и цен на оцифровку производственных процессов), подкрепление ее мерами господдержки. Ожидается, что предложения, сделанные в ходе обмена мнениями, будут учтены при рассмотрении соответствующей региональной программы, рассчитанной на шесть лет. Как подчеркнул в заключение президент Алтайской торгово-промышленной палаты Борис Чесноков, реальный сектор экономики, органы государственной власти и общественные объединения должны просчитать все варианты взаимодействия для эффективного выполнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Она была принята в минувшем году и определяет направление вектора нашего движения вперед.

Сергей ШАБАНОВ.

Фото автора.

Справка «НН»

Организаторами знакомства с высокотехнологичными производствами АО «Алтайвагон» выступили совет Торгово-промышленной палаты РФ и правительство Алтайского края.

Источник: www.inform22.ru

14.11.2018

Возврат к списку